Лента новостей

Все новости

Популярное

За «Тангейзер»: Если запрещать – то запрещать само искусство

 Александра Филонова   Фото: Александра Филонова, Анастасия Сысоенкова

За «Тангейзер»: Если запрещать – то запрещать само искусство

С собой манифестанты принесли транспаранты, куски фанеры с изображением балерин и бананы разной степени свежести. Своей акцией протеста они потребовали отставки министра культуры России Владимира Мединского и нового директора Оперного театра Владимира Кехмана. Постановку «Тангейзер», которая и вывела людей на улицы, они призвали вернуть в репертуар театра.

Перед началом митинга за свободу творчества из колонок, установленных на площади Ленина, доносилась классическая музыка в замиксованном варианте. На площади постепенно собирались люди, одетая по-весеннему молодежь, в руках у многих были свернутые листы или куски ватмана. Приходили целыми компаниями, дожидались друг друга у метро и только потом шли за ограждение, через досмотр. 

Митинг За Тангейзер (22).JPG

Митинг За Тангейзер (14).JPG

Несмотря на то, что организовывали митинг представители некоторых оппозиционных организаций, флаги политических партий над толпой не развевались, а члены «Яблока» прятали свои партийные шарфы под куртками, особо их не афишируя. Зато было много другого: обычные транспаранты с лозунгами по типу «Россия – светское государство», «А завтра начнут сжигать книги» и «Религия! Не смей монополизировать мораль», фанера с изображением танцующих балерин, еще несколько человек встали с черными прямоугольниками у лиц, намекая на цензуру. Некоторые даже принесли с собой бананы (новый директор Оперного театра Владимир Кехман был основателем компании, занимавшейся импортом бананов), причем не все фрукты были свежими. В общем и целом, толпа напоминала, скорее, «Монстрацию», чем предшествовавшие этой акции митинги православных активистов.

Митинг За Тангейзер (27).JPG

Митинг За Тангейзер (8).JPG

Митинг За Тангейзер (9).JPG

Микрофон во время митинга получили в основном деятели искусства, и это несмотря на то, что в толпе около сцены были председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин и бывший вице-мэр Новосибирска Иван Стариков. Не получили возможности выступить и непосредственные участники конфликта вокруг «Тангейзера», который и послужил толчком к этому митингу, – сотрудникам Оперного театра на время митинга назначили собрание коллектива. Не было и представителей мэрии, хотя бы того же руководителя департамента по культуре, спорту и молодежной политике Анны Терешковой, отставки которой также требовали православные активисты. 

Фото митинг2.jpg

Первым выступил писатель-фантаст Геннадий Прашкевич, который заметил, что писатели, художники, режиссеры и актеры – самые незащищенные люди, потому что «творят в одиночестве». Вообще, Прашкевич ни к чему не призывал, а просто поделился своей оценкой происходящего.

«Когда я смотрю на произведения каменного века, на эти чудесные реалистические фигуры, я думаю, неужели в каменном веке мог быть какой-то министр культуры, который просто своей любовью взял бы и убирал этих художников, потому что нарисовано не так? – вопросил Прашкевич. – <…> Россия – страна свободная, что бы в ней не происходило, с какими бы процессами мы не сталкивались, мы должны делать выбор сами. Но, единственное, что хочу добавить, любой художник должен помнить о мере и вкусе. Это очень важно».

Митинг За Тангейзер (26).JPG

Затем микрофон передали актеру театра «Красный факел» Владимиру Лемешонку. «На территории искусства есть место не только аплодисментам, но и дискуссиям, жарким спорам, и если запрещать – то запрещать само искусство», – заявил он, сравнив министра культуры Мединского с таксидермистами, и прочитал одно из сочинений Пушкина. 

Пока выступал Лемешонок и озвучивалось видеообращение новосибирского режиссера Андрея Звягинцева, чей фильм «Левиафан» получил премию «Золотой глобус», из толпы стали доноситься крики «Гнать Мездрича». Оказалось, что кричит женщина, устроившаяся около пенсионера с плакатом, требующим отставки Мединского, и молодого человека с транспарантом, где на красном фоне были написаны слова из либретто мюзикла «Отверженные». «Он погубил Оперный, – пояснила женщина, продолжив кричать после каждого выступления. – Я слушала [оперу «Тангейзер в постановке Тимофея Кулябина], потому что смотреть это невозможно. Гнать этого Мездрича надо, гнать, потому что он столько артистов загубил».

Митинг За Тангейзер (5).JPG

Митинг За Тангейзер (4).JPG

Тем не менее, женщину проигнорировали даже те участники митинга, которые стояли рядом с ней. Возможно, многие ее просто не услышали – аплодисменты после каждого выступления заглушали посторонние выкрики. Слушали выступавших вообще достаточно внимательно, посмеиваясь и аплодируя на особо понравившихся моментах. К примеру, когда доктор философских наук Дмитрий Винник провел параллель ситуации вокруг «Тангейзера» и оскорбленных религиозных чувств с «Путешествиями Гулливера» Джонатана Свифта. 

Митинг За Тангейзер (12).JPG

«Все можно политизировать, даже столь никчемный вопрос, с какой стороны бить по пасхальным яйцам. И вот у нас в стране появились «тупоконечники», которые хотят сделать из нас «остроконечников», – заметил Винник. – Нам хотят навязать некоторый язык, язык оскорбленных религиозных чувств, туманных тонических религиозных символов и вытеснить язык разума. Я тоже могу говорить на этом языке. Что мы видим перед собой? Мы видим Оперный театр. Но ровно так же я могу сказать, что вижу первый храм города, причем храм языческий, со статуями эллинских богов внутри. Этот дискурс – билет в один конец. Я все-таки предпочитаю, чтоб наше общество не расходилось по храмам, чтобы Оперный театр оставался Оперным театром, атеизм оставался формой светской идеологии, искусство оставалось с формой светской жизнедеятельности, и все, что происходит в Оперном театре, оставалось в Оперном театре».

Прошло еще несколько видеообращений, правда, вряд ли участники митинга смогли увидеть говорящих. Таким образом выступили журналист Сергей Пархоменко, режиссер Кирилл Серебренников и главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. Последняя, к примеру, отметила, что во всей истории с «Тангейзером» есть «какая-то провинциальность». «Могли уничтожить рядовой спектакль, а сняли – выдающийся», – заявила она. 

Митинг За Тангейзер (24).JPG

Митинг За Тангейзер (13).JPG

Кроме того, со сцены зачитали обращения нескольких человек – самого отставного директора Оперного Бориса Мездрича, который вновь напомнил о свободе творчества, а также руководителя Технопарка новосибирского Академгородка Дмитрия Верховода, который призвал «защищать своих творцов». В итоге митинг чуть не выбился их графика – правоохранители в какой-то момент подошли к организаторам и многозначительно показали на часы. Полицейских заверили, что скоро все закончится, и на сцену решил выйти протодиакон Андрей Кураев, который приехал, но выступать изначально отказался, пояснив, что «не привык». Выход Кураева на сцену толпа встретила аплодисментами и криками.

Митинг За Тангейзер (30).JPG

«Удивительно, что спустя две тысячи лет наши споры идут вокруг этого человека (Христа), его наследия. Может быть, один из удивительных жестов, в высоком смысле, которые он совершил – это его крест, – заметил Кураев. – Если мы попробуем этот жест, распятие, перевести на язык слов, мы можем для этого жеста подобрать антоним. Так часто происходит, смысл слова объясняют через его антоним, жест противоположный жесту распятия – это жест боксерской стойки, когда кулаки выставлены вперед для защиты и угрозы «сейчас как дам, не приближайся». Иногда побеждает слабость. Красота христианства, мне кажется, именно в этом, отказе от борьбы за очевидное, в том, что Христос идет путем жертвы».

Кураев пожелал всем добра и понадеялся, что события вокруг «Тангейзера» многих заставят обратиться к тексту Евангелия, ознакомиться с ним и сделать для себя какие-то выводы. «Не позволяйте себя закатать в тот или иной контекст акций «за», «против», политических выборов и так далее. Пожалуйста, будьте людьми», – завещал Кураев, и ему в ответ прозвучало многократное «Спасибо».

Завершился митинг тем, что собравшиеся повернулись к Оперному театру и подарили ему аплодисменты.  А уже после, когда все стали расходиться, кто-то все же поднял в воздух флаг партии «Яблоко». 

Митинг За Тангейзер (20).JPG
С собой манифестанты принесли транспаранты, куски фанеры с изображением балерин и бананы разной степени свежести. Своей акцией протеста они потребовали отставки министра культуры России Владимира Мединского и нового директора Оперного театра Владимира Кехмана. Постановку «Тангейзер», которая и вывела людей на улицы, они призвали вернуть в репертуар театра.

Перед началом митинга за свободу творчества из колонок, установленных на площади Ленина, доносилась классическая музыка в замиксованном варианте. На площади постепенно собирались люди, одетая по-весеннему молодежь, в руках у многих были свернутые листы или куски ватмана. Приходили целыми компаниями, дожидались друг друга у метро и только потом шли за ограждение, через досмотр. 

Митинг За Тангейзер (22).JPG

Митинг За Тангейзер (14).JPG

Несмотря на то, что организовывали митинг представители некоторых оппозиционных организаций, флаги политических партий над толпой не развевались, а члены «Яблока» прятали свои партийные шарфы под куртками, особо их не афишируя. Зато было много другого: обычные транспаранты с лозунгами по типу «Россия – светское государство», «А завтра начнут сжигать книги» и «Религия! Не смей монополизировать мораль», фанера с изображением танцующих балерин, еще несколько человек встали с черными прямоугольниками у лиц, намекая на цензуру. Некоторые даже принесли с собой бананы (новый директор Оперного театра Владимир Кехман был основателем компании, занимавшейся импортом бананов), причем не все фрукты были свежими. В общем и целом, толпа напоминала, скорее, «Монстрацию», чем предшествовавшие этой акции митинги православных активистов.

Митинг За Тангейзер (27).JPG

Митинг За Тангейзер (8).JPG

Митинг За Тангейзер (9).JPG

Микрофон во время митинга получили в основном деятели искусства, и это несмотря на то, что в толпе около сцены были председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин и бывший вице-мэр Новосибирска Иван Стариков. Не получили возможности выступить и непосредственные участники конфликта вокруг «Тангейзера», который и послужил толчком к этому митингу, – сотрудникам Оперного театра на время митинга назначили собрание коллектива. Не было и представителей мэрии, хотя бы того же руководителя департамента по культуре, спорту и молодежной политике Анны Терешковой, отставки которой также требовали православные активисты. 

Фото митинг2.jpg

Первым выступил писатель-фантаст Геннадий Прашкевич, который заметил, что писатели, художники, режиссеры и актеры – самые незащищенные люди, потому что «творят в одиночестве». Вообще, Прашкевич ни к чему не призывал, а просто поделился своей оценкой происходящего.

«Когда я смотрю на произведения каменного века, на эти чудесные реалистические фигуры, я думаю, неужели в каменном веке мог быть какой-то министр культуры, который просто своей любовью взял бы и убирал этих художников, потому что нарисовано не так? – вопросил Прашкевич. – <…> Россия – страна свободная, что бы в ней не происходило, с какими бы процессами мы не сталкивались, мы должны делать выбор сами. Но, единственное, что хочу добавить, любой художник должен помнить о мере и вкусе. Это очень важно».

Митинг За Тангейзер (26).JPG

Затем микрофон передали актеру театра «Красный факел» Владимиру Лемешонку. «На территории искусства есть место не только аплодисментам, но и дискуссиям, жарким спорам, и если запрещать – то запрещать само искусство», – заявил он, сравнив министра культуры Мединского с таксидермистами, и прочитал одно из сочинений Пушкина. 

Пока выступал Лемешонок и озвучивалось видеообращение новосибирского режиссера Андрея Звягинцева, чей фильм «Левиафан» получил премию «Золотой глобус», из толпы стали доноситься крики «Гнать Мездрича». Оказалось, что кричит женщина, устроившаяся около пенсионера с плакатом, требующим отставки Мединского, и молодого человека с транспарантом, где на красном фоне были написаны слова из либретто мюзикла «Отверженные». «Он погубил Оперный, – пояснила женщина, продолжив кричать после каждого выступления. – Я слушала [оперу «Тангейзер в постановке Тимофея Кулябина], потому что смотреть это невозможно. Гнать этого Мездрича надо, гнать, потому что он столько артистов загубил».

Митинг За Тангейзер (5).JPG

Митинг За Тангейзер (4).JPG

Тем не менее, женщину проигнорировали даже те участники митинга, которые стояли рядом с ней. Возможно, многие ее просто не услышали – аплодисменты после каждого выступления заглушали посторонние выкрики. Слушали выступавших вообще достаточно внимательно, посмеиваясь и аплодируя на особо понравившихся моментах. К примеру, когда доктор философских наук Дмитрий Винник провел параллель ситуации вокруг «Тангейзера» и оскорбленных религиозных чувств с «Путешествиями Гулливера» Джонатана Свифта. 

Митинг За Тангейзер (12).JPG

«Все можно политизировать, даже столь никчемный вопрос, с какой стороны бить по пасхальным яйцам. И вот у нас в стране появились «тупоконечники», которые хотят сделать из нас «остроконечников», – заметил Винник. – Нам хотят навязать некоторый язык, язык оскорбленных религиозных чувств, туманных тонических религиозных символов и вытеснить язык разума. Я тоже могу говорить на этом языке. Что мы видим перед собой? Мы видим Оперный театр. Но ровно так же я могу сказать, что вижу первый храм города, причем храм языческий, со статуями эллинских богов внутри. Этот дискурс – билет в один конец. Я все-таки предпочитаю, чтоб наше общество не расходилось по храмам, чтобы Оперный театр оставался Оперным театром, атеизм оставался формой светской идеологии, искусство оставалось с формой светской жизнедеятельности, и все, что происходит в Оперном театре, оставалось в Оперном театре».

Прошло еще несколько видеообращений, правда, вряд ли участники митинга смогли увидеть говорящих. Таким образом выступили журналист Сергей Пархоменко, режиссер Кирилл Серебренников и главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. Последняя, к примеру, отметила, что во всей истории с «Тангейзером» есть «какая-то провинциальность». «Могли уничтожить рядовой спектакль, а сняли – выдающийся», – заявила она. 

Митинг За Тангейзер (24).JPG

Митинг За Тангейзер (13).JPG

Кроме того, со сцены зачитали обращения нескольких человек – самого отставного директора Оперного Бориса Мездрича, который вновь напомнил о свободе творчества, а также руководителя Технопарка новосибирского Академгородка Дмитрия Верховода, который призвал «защищать своих творцов». В итоге митинг чуть не выбился их графика – правоохранители в какой-то момент подошли к организаторам и многозначительно показали на часы. Полицейских заверили, что скоро все закончится, и на сцену решил выйти протодиакон Андрей Кураев, который приехал, но выступать изначально отказался, пояснив, что «не привык». Выход Кураева на сцену толпа встретила аплодисментами и криками.

Митинг За Тангейзер (30).JPG

«Удивительно, что спустя две тысячи лет наши споры идут вокруг этого человека (Христа), его наследия. Может быть, один из удивительных жестов, в высоком смысле, которые он совершил – это его крест, – заметил Кураев. – Если мы попробуем этот жест, распятие, перевести на язык слов, мы можем для этого жеста подобрать антоним. Так часто происходит, смысл слова объясняют через его антоним, жест противоположный жесту распятия – это жест боксерской стойки, когда кулаки выставлены вперед для защиты и угрозы «сейчас как дам, не приближайся». Иногда побеждает слабость. Красота христианства, мне кажется, именно в этом, отказе от борьбы за очевидное, в том, что Христос идет путем жертвы».

Кураев пожелал всем добра и понадеялся, что события вокруг «Тангейзера» многих заставят обратиться к тексту Евангелия, ознакомиться с ним и сделать для себя какие-то выводы. «Не позволяйте себя закатать в тот или иной контекст акций «за», «против», политических выборов и так далее. Пожалуйста, будьте людьми», – завещал Кураев, и ему в ответ прозвучало многократное «Спасибо».

Завершился митинг тем, что собравшиеся повернулись к Оперному театру и подарили ему аплодисменты.  А уже после, когда все стали расходиться, кто-то все же поднял в воздух флаг партии «Яблоко». 

Митинг За Тангейзер (20).JPG

Новости партнеров

В России и мире

Как не погубить свое здоровье на сидячей работе: 4 простых приема
4 знака Зодиака, представительницы которых будут самыми лучшими мамами
Как повысить самооценку: 5 простых решений для перехода на новый уровень жизни и осознанности
Вещи, которые лишают вас больших денег и ведут к бедности
Признаки того, что нам не хватает витамина D, и ваше физическое и психическое здоровье под угрозой
Ангельские души: эти знаки Зодиака легко забывают обиды и дают второй шанс
Как вылечить суставы без лекарств? Приготовьте этот волшебный эликсир, и забудете о боли
90% женщин совершают одну и ту же глупую ошибку! Почему нельзя начинать новые отношения сразу после расставания
Народная артистка продает квартиру в Москве — не будут на нее звезды удивленно смотреть
Когда хотели как лучше, а растения все равно погибли: 5 грубых ошибок при использовании фитолампы